"Его Хвастячество, Эй Первый" (с) Бибигуль (jinn_and_tonic) wrote,
"Его Хвастячество, Эй Первый" (с) Бибигуль
jinn_and_tonic

Category:

Допрос третьей степени с пристрастием. Пытка первая - Игорь Минаков

Тут как-то решили с редакцией журнала "ФанCity"... помимо "официальных" интервью давать в номер и беседы "без галстуков" с интересными собеседниками. Когда можно задавать вопросы, которые малознакомому человеку и не задашь. Но вот хорошему знакомому - а почему бы и нет?
А кто будет такие беседы проводить? Догадайтесь с трех раз... :-))
Как там было в одном известном фантастическом рассказе? "Опыты нужно проводить на наименее ценных членах экипажа".
А кто в редакции журнала "ФанCity" этот самый... как бы это повежливее сказать... ну наименее ценный член?
В результате, нашли крайнего... то есть - меня...
С любезного разрешения главного редактора Дианы Аранской представляем первую беседу.
А под раздачу мне попали сразу двое... известный писатель и известный редактор... хотя и в одном лице...
Встречайте - Игорь Минаков...



[Беседа с Игорем Минаковым]Беседа с Игорем Минаковым

Игорь, мне выпал редкий шанс устроить тебе «допрос третьей степени с пристрастием». И я его не упущу. Ты готов? Ну, что ж, приступим.

1. Ты одновременно и известный писатель и редактор отдела фантастики в нашем самом крупном издательстве. Даже не то чтобы сразу на двух стульях сидишь, а по разную сторону баррикад находишься. Что даёт Минаков-писатель Минакову-редактору и наоборот? Как в тебе уживаются между собой обе эти ипостаси?
Нередко эти два джентльмена конфликтуют между собой. Ведь Минаков-редактор требует от представленных на рассмотрение текстов прежде всего коммерческой ценности, тогда как Минаков-писатель ищет в них ценность художественную, а ведь ни для кого не секрет, что в современной массовой литературе эти ценности редко встречаются на одних и тех же страницах.
2. Кто-то считает, что написанный текст нужно править только по жёсткому требованию редактора. Кто-то «шлифует и полирует» свои тексты десятки раз. Каково мнение на этот счёт Минакова-писателя? А Минакова-редактора?
И сразу — второй вопрос. Короткий рассказ должен быть отполирован до зеркального блеска, как болид «Формулы-1». Следует ли такие жёсткие требования предъявлять и к «крупной форме»?
Ты задаёшь очень точные вопросы, как говорится — не в бровь, а в глаз. Мнение Минакова-писателя: обязательно надо полировать и шлифовать, именно — до зеркального блеска и полной аэродинамической обтекаемости. Увы, Минаков-редактор при этих словах лишь скептически хмыкнул. Сидя напротив своего антипода, покачивая мыском начищенного до зеркального блеска туфля, он саркастически заметил: «Да кому оно надо, чтобы автор шлифовал свои тексты? Если автор мегапопулярен, его писанину и так схавают, а если — мало кому известен, от его полировки читатель будет только шарахаться...». Шутки шутками, но доля истины в этом есть. Коммерческий успех и популярность у широкого читателя слабо связаны с литературными достоинствами произведения. Причём, если от авторов рассказов ещё можно требовать совершенства, то от авторов романов — нет. Такой вот парадокс.
3. Ты много работаешь в соавторстве, причём с разными авторами. Почему? Что это даёт тебе? Рекомендовал бы ты начинающим авторам обязательно попробовать свои силы и в «парной» игре?
Нет. Не рекомендовал бы. Не каждому пишущему подходит соавторство, уж очень это индивидуалистический процесс — литературное творчество. Лично меня к соавторству толкнуло, во-первых, чувство глубокой неудовлетворённости своими текстами, во-вторых, опасение, что не удастся справиться с замыслом, который, кстати, оказался настолько сложным, что, строго говоря, остаётся нереализованным по сей день.
4. Ещё один вопрос насчёт твоего соавторского опыта. Как строились рабочие отношения с партнёром — всегда одинаково или каждый раз по-разному? И какая, на твой взгляд, оптимальная пара — когда два соавтора примерно равнозначны во всём? Или, наоборот, когда удачно дополняют друг друга: там, где у одного есть какие-то «слабые» места, у другого, наоборот, это сильная сторона творчества. Может ли успешная пара строиться по принципу «ведущий-ведомый»?
Соавторство бывает разного типа. Иногда по принципу «ведущий-ведомый». Порой это получается весьма удачно, если удаётся сыграть именно на дополнении достоинств и возмещении недостатков друг друга. Бывает, что соавторы примерно равны по своим возможностям, тогда идёт гораздо более сложный процесс, как если бы два архитектора проектировали одно здание, при этом каждый старался сохранить свой индивидуальный стиль.
5. Кто сейчас реально определяет книжный ассортимент на прилавках: читатель — издательство — магазин? Если в аэропорту в большом книжном киоске я захочу купить сборник рассказов такого замечательного автора как Генри Каттнер, ну или ещё кого-то из «классиков» зарубежной или советской фантастики… то, разумеется, ничего подобного там я не найду. Почему? Потому что на рассказы Каттнера нет спроса? Или спроса нет, потому что Каттнера на прилавке нет?
Ассортимент, конечно, определяет магазин, сообразуясь со спросом и предложением. А вот сам спрос определяют в конечном счёте все участники рынка, то есть и издатели, и торговцы, и покупатели. Разумеется, рассказы Каттнера востребованы сегодня, но, боюсь, спрос на них удовлетворяет книжный «секонд-хэнд», то есть — букинисты. К слову сказать, никогда у нас так не была развита букинистика, как сейчас. Купить можно практически любую книгу и не всегда по заоблачной цене.
6. Продолжим разговор о сборниках рассказов. Вот сам вырос именно на сборниках фантастических рассказов, в частности, в издательстве «Мир» была замечательная серия «Зарубежная фантастика». Сейчас даже в крупном магазине именно сборников рассказов иной раз вообще и не сыщешь. Почему? Нет спроса? Или это по каким-то причинам не столь экономически выгодно издательствам и/или магазинам?
Тем не менее, сборников выходит довольно много. Правда, это в основном межавторские сборники. Причина проста, даже авторские сборники популярных авторов продаются значительно хуже их же романов. Считаю большой удачей, что, несмотря на низкий потребительский спрос, сборники всё же находят своего читателя. Ведь с десяток авторов, успешно работающих с малой формой, не позволяют нашей фантастике окончательно скатиться в низкопробное чтиво.
7. Что ты присоветуешь начинающим авторам, которые пишут рассказы, а о крупной форме пока не задумывались? Допустим, появится сейчас молодой автор, который пишет рассказы не хуже, чем тот же Каттнер или Шекли. Будет ли у него хоть малейший шанс в сколь-либо обозримом будущем увидеть сборник своих рассказов, изданный в «Эксмо»? Или только о крупной форме ему нужно думать?
Я считаю, что у нас есть писатели, которые пишут рассказы не хуже прославленных классиков. Другой вопрос: имели бы Шекли и Каттнер, появись они сейчас, шанс стать столь же популярными у нас? Я думаю, что — ни малейшего. Любовь к англо-американским фантастам во многом обусловлена книжным дефицитом советского времени и жёсткими цензурными ограничениями, которые делали западных писателей редкими гостями наших книжных прилавков и библиотек. Я не стал бы советовать талантливым рассказчикам браться за романы. Во-первых, вряд ли они их сделают знаменитыми. Во-вторых, всё-таки романный и рассказный жанры зачастую требуют от писателя разных способностей. Недаром же далеко не все великие писатели равно удачно сочетали в себе эти таланты.
8. Представь, тебе выдался шанс провести отпуск на необитаемом острове, без интернета и ноутбука. Ты возьмёшь с собой пару книжек? Или столько приходится читать, что в отпуске — ни за что на свете?
Каждое лето, уезжая на Таманский полуостров, я остаюсь практически без Интернета. Правда, ноут с собой беру, чтобы писать. Ну и книжки беру тоже. В отпуске я чаще всего перечитываю хорошие книги, и не только — фантастические.
9. А какие у известного фантаста и редактора Игоря Минакова есть книги «для души»? Самые-самые любимые.
Практически все книги Стругацких. Лучшие книги Лема. «Город» Клиффорда Саймака. «Марсианские хроники» Брэдбери. Повести Юрия Трифонова. Романы Булгакова. Обожаю творчество Булычёва, Крапивина, Шефнера. В общем — все не перечислить.
10. Поскольку среди читателей нашего журнала довольно людей пишущих, можешь ли ты, как писатель и редактор, дать несколько советов начинающему автору?
Прежде всего подумайте, а стоит ли овчинка выделки? Ведь сегодня литературой ни заработать, ни прославиться. Если есть хоть какая-то возможность не писать — не пишите. Ну а уж если ни малейшей возможности удержаться от бумагомарания не осталось — крепитесь. Ведь вы обрекаете себя на годы мытарств и бесконечное ожидание ответов из редакции, публикаций, гонораров. Нужно очень сильно любить литературу в себе и себя в ней, чтобы, невзирая на бесконечную цепь разочарований, всё-таки заниматься этим неблагодарным делом. Главный совет — не стройте иллюзий. Даже если сходу опубликовали вашу первую книгу, это не значит, что опубликуют вторую, а если случилась и эта нечаянная радость, не факт, что повезёт в третий раз. Но даже если вы опубликовали десятую по счёту книгу, это тоже не гарантирует вам внимание издателя и читателя в дальнейшем. В общем, мужества вам, мужества и ещё раз мужества, дорогие коллеги!
11. Сразу следующий вопрос — а какие советы или рекомендации ты, как профессионал, мог бы дать редакционной коллеги нашего журнала?
«ФанCity» ворвался в наше, довольно унылое, литературно-фантастическое пространство как врывается свежей ветер в душную комнату. Появление столь яркого, талантливого сделанного периодического издания мною до сих пор воспринимается, как чудо. Я не берусь что-либо советовать редколлегии журнала, я только хочу пожелать ей выдержки, творческих озарений, талантливых авторов и роста тиражей.
12. Представим такую ситуацию. Руководство издательства сделало тебе «новогодний подарок» — карт-бланш на реализацию любого твоего замысла, причём об экономическом эффекте можно совсем не думать. Пусть эту книгу купят всего пять человек.
Есть у тебя какая-то мечта? Сборник рассказов «классиков» фантастики или, наоборот, молодых, никому не известных авторов. Совершенно «неформатный» роман, которые не вписывается ни в одну из серий издательства. О чём мечтает редактор Минаков?
Редактор Минаков мечтает издавать вещи исключительно талантливые. И романы и повести и сборники рассказов. Причём есть у него, редактора Минакова, подозрение, что поставь все издатели России перед собой такую задачу, книжный рынок выбрался бы из кризиса и начал бы стремительно развиваться. Что касается подарка, то я бы скромно попросил не одно издание, а целую серию, хотя бы на год.
13. Ну и традиционный вопрос — твои пожелания читателям нашего журнала.
Друзья, не читайте плохой литературы! Плюньте на моду и раскрученность автора или проекта. Лёгкость чтения возможна только тогда, когда в тексте нет слов, без которых он вполне мог бы обойтись, когда сюжет действительно острый, а не являет собой нагромождение слабо связанных событий, когда героям искренне сочувствуешь, когда не можешь оторваться от книги до последней страницы. Таких книг очень много, правда, большая часть из них написана давно. Лучше перечитать великолепную книгу, которую знаешь наизусть, чем пробежать по диагонали слабый роман модного автора.
14. А теперь, в нарушение всех традиций журнала, позволю себе задать ещё один вопрос. Как ты считаешь, какой интересный вопрос я не додумался тебе задать? Ну тогда уж и ответь на него.
Ты не догадался спросить о моих творческих планах. С удовольствием отвечаю тебе на этот вопрос. Закончено два новых романа. «Октагон», написанный в соавторстве с Максимом Хорсуном, и «Пленники красных джунглей» в соавторстве с Алексеем Волковым. И если первый роман — это мрачная антиутопия галактического масштаба, то второй — весёлая и романтичная космоопера в жанре альтернативной космографии. Пока неизвестно, где и когда они будут изданы. Следите за новостями!
Tags: Игорь Минаков, ФанCity, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments